Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Вернуться к обычному виду

Новости

21.03.2017

О работе Администрации района по выявлению неформальной занятости

21 марта на расширенном аппаратном совещании с информацией о работе Администрации района по выявлению неформальной занятости выступила заместитель главы Администрации по стратегическому развитию и экономике района Татьяна Иванова.

Теневая (или неформальная) занятость, в России иногда также называемая «левой работой», — это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае расчёт обычно производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы.

Работники неформального сектора, на первый взгляд, получают финансовое преимущество в виде того, что неуплаченные налоги остаются у них, но при этом сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать неформально, работник рискует:

• получать заниженную оплату труда;

• не получить заработную плату в случае любого конфликта с работодателем;

• не получить отпускные или получить отказ в предоставлении отпуска;

• не получить оплату по больничному листу;

• полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором;

• получить отказ в расследовании несчастного случая на производстве;

• не получить расчет при увольнении;

• получить отказ в выдаче кредита кредитными организациями;

• получить отказ в выдаче визы.

На уровне предприятия использование неформальной занятости представляется, на первый взгляд, выгодным, так как приводит к снижению издержек и росту прибыли. Однако в случае применения к предприятию санкций эффект может оказаться и негативным. В каждом конкретном случае работодатель сам соизмеряет выгоду от использования неформалов с риском.

Снижение неформальной занятости, легализация трудовых отношений – задача, решение которой приобретает сегодня особую значимость для всего населения, так как это значительный источник для пополнения доходов местного бюджета, от которого зависит как объем услуг, оказываемых за счет бюджета так и размер зарплат и пенсий наших граждан.

Сегодня в Малопургинском районе проживает чуть больше 33 тысяч человек. Из них экономически активного населения –15481 человек (46%), трудоспособного населения – 17940 человек. По нашим расчетам неформально занят каждый 8-ой человек.

Работа по снижению неформальной занятости проводится как на региональном уровне, так и на муниципальном при взаимодействии ОПФР, ФНС, МВД, прокуратуры, ФСС, ЦЗ и Администрации района.

Администрацией Малопургинского района проводятся межведомственные комиссии. В 2016 году проведено10 совещаний, были заслушаны 49 работодателей. На заседаниях обсуждаются итоги проводимой работы, проблемы, с которыми сталкивается муниципальное образование и предложения.

По итогам проведенных работ по снижению неформальной занятости в 2016 году выявлено 833 работника, с которыми не заключены трудовые договоры, что составляет 73% от контрольного показателя Минтруда (1141 чел.). Из числа выявленных работников трудовые договоры заключены с 796 работниками.

В помощь работе комиссии Отделением ПФР и ФСС направляются списки организаций и ИП, выплачивающих заработную плату ниже установленного минимального размера оплаты труда, списки плательщиков с нулевыми начислениями для использования в работе по снижению неформальной занятости. В ходе обследований выясняется, что каждая организация, представляющая нулевую отчетность, вполне жизнеспособна и активно использует труд наемных работников.

В целях выявления численности трудоспособного населения с нелегальными трудовыми отношениями разработан паспорт поселений, где по показателям поселения можно контролировать занятость населения района, работающих за пределами района, работающих вахтовым методом, количество занятых в личных подсобных хозяйствах). Данная информация обновляется ежегодно.

Отделом экономики администрации района проведен мониторинг внебюджетного сектора экономики на предмет выявления неформально занятых трудовых отношений в следующих сферах деятельности: такси, автозапчасти (продажа), розничная торговля, строительство, гостиницы, хлебопекарни, автосервис, несанкционированная уличная торговля, общественное питание, ремонт и пошив одежды, ремонт обуви, парикмахерские и т.д. По данным мониторинга можно сделать вывод, что в каждом внебюджетном секторе экономике присутствуют неформально занятые работники.

Несмотря на проводимую работу по снижению неформальной занятости, решить проблему без участия самих работников, соглашающихся на работу без оформления и получающих заработную плату «в конверте», практически невозможно. Поэтому особое внимание Администрация уделяет проведению работы по информированию населения о негативных последствиях неформальной занятости. Постепенно, меняя сознание общества в том, что эта зависимость прямолинейная «Честный труд – налоги – достойная жизнь», мы добьёмся положительных результатов в борьбе с неформальной занятостью.

Предложения для эффективной работы по ликвидации неформальной занятости.

  • внесение изменений в действующее законодательство по ужесточению ответственности работодателей;

  • наделение налоговых органов и внебюджетных фондов контрольными функциями по проведению внеплановых проверок;

  • законодательное закрепление в Трудовом Кодексе Российской Федерации понятия неформальной занятости и ее критериев;

  • установить обязанность для работодателей (малый и средний бизнес) по регистрации трудовых и гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками в администрациимуниципального образования и предусмотреть ответственность за неисполнения данной обязанности;

  • установить ответственность для гражданина (работника) работающего без оформления трудового и гражданско-правового договоров.

Справочно: С 01 января 2015 года ужесточена административная ответственность работодателей в части не оформления или ненадлежащего оформления трудовых отношений с работником влечет наложение штрафа на разных должностных лиц от 5 до 200 тысяч рублей (Кодекс об административном нарушении КОАП РФ ст.5.27 часть 3):

  • на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;

  • на должностных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 5 до 10 тысяч рублей;

  • на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Повторное выявление аналогичного правонарушения влечет наложение штрафа (административного наказания):

  • на должностных лиц – дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;

  • на лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 до 40 тысяч рублей;

  • на юридические лица – от 100 до 200 тысяч рублей.


Возврат к списку