|
Новости
16.02.2015
Отдельные вопросы прокурорского надзора в жилищно-коммунальном хозяйствеСегодня надзор за исполнением жилищно-коммунального законодательства в числе наиболее приоритетных направлений работы органов прокуратуры республики. Круг вопросов в сфере ЖКХ достаточно широкий. Это надзор за исполнением закона при регулировании и применении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, использовании финансовых ресурсов, в том числе выделяемых из бюджетов различных уровней, подготовке и прохождении отопительного сезона, модернизации жилищно-коммунального хозяйства, а также законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и многие другие. По всем этим вопросам прокурорами проводятся проверки, по выявленным нарушениям закона принимаются меры реагирования. В текущем году выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в данной сфере, принесено 170 протестов, внесено 1223 представления об устранении нарушений закона, по которым 676 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. К административной ответственности привлечено 349 виновных лиц, объявлено 440 предостережений о недопустимости нарушения закона, в суды направлено 321 исковое заявление, по материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждены 10 уголовных дел. Наиболее часто прокуроры выявляют нарушения закона, связанные с ненадлежащим качеством предоставленных коммунальных ресурсов, ограничением и прекращением их подачи, неправомерным начислением гражданам платы за жилищно-коммунальные услуги, необоснованными перерасчетами такой платы, ненадлежащим содержанием и обслуживанием управляющими компаниями жилищного фонда и другие. Анализ практики прокурорского надзора позволяет выявить проблемные вопросы в этой сфере, с решением которых сталкиваются граждане в повседневной жизни. Один из них касается правомерности выставления счетов на оплату коммунальных услуг. В последнее время в органы прокуратуры республики все чаще стали обращаться граждане по вопросам получения ими «двойных» платежек на оплату жилищно-коммунальных услуг, когда вместо одной привычной квитанции жители получают сразу две от разных управляющих компаний, управляющей компании и товарищества собственников жилья либо от управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Как показывает практика прокурорского надзора, довольно часто происходят такие случаи, когда жители дома решают сменить управляющую организацию, выбирают новую управляющую компанию, заключают с ней договор управления домом, либо изменяют способ управления на управление товариществом собственников жилья. Например, в прокуратуру г.Сарапула обратились собственники помещений одного из многоквартирных домов по ул.Молодежная с вопросом о получении квитанций по оплате за жилье одновременно от управляющей организации «Перспектива» и товарищества собственников жилья этого дома. В ходе проверки установлено, что в связи с ненадлежащим обслуживанием дома управляющей организацией общее собрание собственников помещений в доме в 2013 году приняло решение создать товарищество собственников жилья (ТСЖ) для самостоятельного управления домом. ТСЖ приняло решение о расторжении договора управления и переходе на самостоятельное управление, о чем уведомило управляющую организацию. Однако управляющая организация после расторжения договора управления продолжала начислять жителям дома плату за жилищно-коммунальные услуги, предъявляя счета-извещения. Учитывая, что управление многоквартирным домом фактически осуществлялось силами ТСЖ, эта организация жителям дома также направляла платежные документы для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Мерами прокурорского реагирования незаконные действия управляющей организации пресечены, права жителей дома восстановлены. По постановлению прокурора города ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г.Сарапуле привлекло управляющую компанию «Перспектива» к административной ответственности по ст.14.7 КоАП РФ (обман потребителей) в виде штрафа. В ряде случаев собственники помещений в доме, выбирая новую управляющую организацию, забывают расторгнуть ранее заключенный договор управления домом. Согласно действующему законодательству, если не истек срок действия такого договора управления домом, и нет оснований для его досрочного расторжения, то все права по управлению домом остаются у управляющей организации, являющейся стороной в этом договоре. При этом право начисления и сбора с жильцов дома денежных средств за жилищно-коммунальные услуги принадлежит той управляющей компании, которой заключен договор с поставщиком коммунальных ресурсов. Чтобы избежать подобных ситуаций, собственникам помещений в многоквартирных домах следует особое внимание обратить на соблюдение порядка проведения общего собрания жильцов по выбору новой управляющей компании. Прежде всего, в повестке общего собрания должен найти отражение вопрос о расторжении договора управления с управляющей компанией, и только после этого можно решать вопрос о выборе новой управляющей компании. При расторжении договора с управляющей компанией до окончания срока его действия необходимо иметь в виду следующее. Согласно закону досрочно расторгнуть договор можно при условии, что управляющая организация не выполняет его условия. Не исключено, что собственники будут вынуждены доказывать в судебном порядке факты ненадлежащего выполнения управляющей компанией договорных обязательств. Но даже при условии соблюдения требований закона при расторжении договора с управляющей компанией и выборе новой, собственники могут получить «двойные» платежки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причины тому могут быть разные. Например, управляющая компания отказывается передавать вновь выбранной компании техническую документацию на дом, без которой невозможно осуществлять управление домом. В этом случае вновь выбранная управляющая организация вправе истребовать техническую документацию на дом в судебном порядке, а также обратиться в антимонопольную службу (УФАС по УР), поскольку отказ ранее управлявшей домом компании в передаче его технической документации образует состав административного правонарушения – недобросовестной конкуренции. Возможна ситуация, когда управляющая компания при расторжении с ней договора может предъявить жителям счет за ранее проведенный капитальный ремонт дома или оказание других услуг, которые на момент расторжения договора остались неоплаченными. В данном случае собственники обязаны будут оплатить предъявленные им счета. При получении счетов-извещений на оплату коммунальных услуг одновременно от ресурсоснабжающей организации и от организаций, управляющих жилыми домами, следует иметь ввиду, что ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги (включая коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме) напрямую гражданам лишь в определенных случаях: 1)когда собственники жилых помещений в доме на общем собрании приняли решение о непосредственном управлении домом, 2)при отсутствии заключенного договора между управляющей компанией (ТСЖ) и ресурсоснабжающей организацией:
Если дом находится под управлением управляющей компании (ТСЖ), то ресурсоснабжающая организация вправе выставлять плату за коммунальные ресурсы напрямую гражданам только по индивидуальному потреблению (без потребления на общедомовые нужды) и только при условии, что имеется решение общего собрания собственников помещений в доме о заключении договоров напрямую с ресурсоснабжающей организацией. В части потребленного ресурса на общедомовые нужды плата начисляется управляющей компании (ТСЖ). Граждане, у которых возникают сомнения в правомерности начисления платы за коммунальные услуги, могут обратиться с соответствующим заявлением в Государственную жилищную инспекцию, органы муниципального жилищного контроля либо в органы прокуратуры. В прокуратуре республики прием сообщений граждан и должностных лиц о нарушениях законодательства в жилищно-коммунальной сфере осуществляется по рабочим и выходным дням круглосуточно дежурным прокурором по телефону 78-45-78. Обращение в форме электронного документа, включая приложения к нему, также можно направить в Интернет-приемную прокуратуры республики (электронный адрес: prosecutor@udm.net). С апреля 2013 года в прокуратуре республики создан и функционирует общественный совет по защите прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в состав которого вошли руководители общественных организаций, занимающихся защитой прав граждан в сфере ЖКХ. Наиболее крупные из них организовали общественные приемные, в которых активисты указанных организаций ежедневно ведут прием граждан, дают им необходимые консультации (тел. 78-30-24, 97-07-93). Первый заместитель прокурора
Удмуртской Республики |